НАЕДИНЕ С ПСИХОЛОГОМ

Гиперопеке — бой!

Чтобы понять, как надо заботиться о ребенке, следуйте советам психологов!
  • Разрешите ребенку ошибаться, пробовать, щупать, падать, экспериментировать.
  • Научите ребенка просить о помощи, но останавливайтесь, когда видите, что он в состоянии справиться сам.
  • Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте не из чувства жалости или вины, а из уважения к способностям ребенка.
  • Давайте ребенку почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.
  • Проявляйте уважение к страданиям ребенка, не старайтесь их заглушить или спрятать. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, побудьте рядом. Даже молчаливая поддержка помогает справиться с болью, гневом, обидой.
  • Поддержите попытки ребенка решить задачу из-за которой случилась истерика или помогите вернуться к ней, если он отказался от попыток. Понаблюдайте, в чем трудность ребенка, и чем вы можете помочь (но не сделать вместо него!).
  • Не делайте все время за ребенка его работу, чтобы сэкономить время (это можно делать в крайних случаях). Потраченное сегодня время обернется экономией завтра.
  • Следите, чтобы привилегии ребенка были заслуженными.
  • Внимательно относитесь к своей тревоге. Иногда она обоснована внешними угрозами, но часто сигнализирует о недостатке смелости в решении задач.
  • Сделайте хорошее для себя, а потом для ребенка.
  • Говорите ребенку о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
  • Поддерживайте самостоятельность, хвалите, наблюдая, как ребенок проявляет усилия и справляется сам.

  1. Дофаминовая зависимость

Дофамин – естественный гормон в организме человека, вырабатывающийся регулярно, его ещё называют гормоном счастья. Несмотря на такое название, он может угрожать состоянию здоровья человека, так как быстро приводит к зависимости и провоцирует вредные увлечения: прием алкогольных напитков, курение, наркотическую зависимость. Под воздействием такого гормона человек испытывает чувство страсти, любви, радости, совершает различные поступки, на которые вряд ли пойдет в обычном состоянии. Часто под действием дофаминовой зависимости у человека появляются новые хобби и увлечения, а также вредные привычки. 
 Наталия Простун, детский и семейный психолог, руководитель института ментального здоровья, очень понятно раскрывает аспекты формирования дофаминовой зависимости от виртуальных игр у детей. 
Представляю её статью для обсуждения.

МНЕ СКУЧНО! ДОФАМИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
#наталияпростун
Наблюдаю картину общения дочери с матерью,
- «Мама, дай телефон".
- «НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла" – говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.
– «Мне скучно!!!» – начала истерить девочка. – «Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно..» - начинает демонстративно плакать ожидая, что получит свое (проработанная схема)
- «На!... Возьми!!!, - мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку.
Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.
Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба «Я и другие», побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было ВСЕ не интересно, ни какие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, а ни спорт. Он все время говорил, что мне СКУЧНО. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю, - «если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере – «разрешил бы играть на смартфоне» - не поднимая голову, отвечает 10 летний парнишка. Продолжаю спрашивать, чтобы понять про увлечения ребенка – «А что тебе больше всего нравиться делать?». Слышу – «играть на телефоне!». - А как ты проводишь время? – продолжаю интересоваться. – «Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки потом вновь играю». – «Тебе нравиться как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?» - вновь интересуюсь. – «Когда есть смартфон – да!».
Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн - это будет скучно.
Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.
Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка играя компьютерные игры или живя в онлайн получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.
Были случае в моей практике, ребенок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.
Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность и когда его много приводит часто к переутомлению. Ребенок играя устает. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.
Ребенок проживая жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза и он ее требует, а родители дают.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, 
КОТОРЫЙ МНОГО  ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ В ОНЛАЙН:
- становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
- агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
- появляется бессонница;
- падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
-становится рассеянным;
- слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);
- реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни;
- становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
- не умеет общаться;
- становится не интересным для других;
- появляются проблемы со зрением и позвоночником;
- не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
- мало двигается;
- ослабляется иммунитет;
- формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
- формируется ЗАВИСИМОСТЬ.
В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.
ОЧЕНЬ ВАЖНО:
- Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЬЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.
- 30 -40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
- За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
- золотое время укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
- Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
- Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу).
- И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость)
- Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)
- Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)
- Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)
- Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).
!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне)
Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать: «НЕТ» - это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения – создают безопасность для вашего ребенка.

Читайте подробнее о дофаминовой зависимости: http://fb.ru/article/412633/dofaminovaya-zavisimost-prichinyi-i-stadii-kak-borotsya

"Советы наоборот" для тех, кто считает себя неудачником и для тех, кто таковым быть не хочет





Эти советы "наоборот" помогут тем людям, которые считают себя неудачниками,осмыслить причины или истоки такого жизненного сценария.

1. Верьте, что действительные трудности не в вас самих, а вокруг вас.


2. Старайтесь обходить проблемы, не решая их.

3. Старательно внушайте себе, что вы невезучий человек, нпереставайте  жаловаться
    и жаловаться...

4. Чтобы не было ошибок, избегайте всяких дел. 
    Тогда не будет и критики в ваш адрес.

5. Постоянно перечисляйте причины, из-за которых вы не берётесь за дела.

6. Чтобы убедить себя в том, что цель недостижима, думайте только о преградах.

7. Никогда не вспоминайте о своих успехах!

8. Чтобы дело не двигалось с места, выберите один из темпов: бешено суматошный
    или "черепаший".

9. Перестаньте относиться к людям доброжелательно. Больше грубости и 
    раздражительности!

10. Уважайте именно тех, кто к вам равнодушен. Проявляйте неблагодарность к тем, 
     кто вам делает добро. Отталкивайте друзей!



Сила плаката

Если ещё кто-то придерживается в воспитании детей метода ремня, посмотрите на эти плакаты, только внимательно, и поговорите с собой, своей совестью по душам... Я думаю, что ремень после этого будет выполнять только свою непосредственную функцию - держать брюки на мужчине.

 

Притча

Приходит дочь к отцу и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, я не вижу в ней никакого смысла! У меня постоянно трудности и проблемы… Я все время плыву против течения.. У меня просто нет больше сил!!!… Что мне делать???
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он девушку.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. -- Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка.
То же самое происходит и с людьми: сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
— А кофе? — спросила дочь.
— О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее — превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств — они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из любой, даже самой неблагоприятной ситуации.
Я хочу, чтобы ты прекратила вести себя как “морковка”, вспомнила о том, что ты человек, счастье которого – в собственных руках!
Будь как кофе. Будь сильнее кофе!
Меняй обстоятельства, а не меняйся сама!!



«Все мы родом из детства»

«Все мы родом из детства",  «Всё – и хорошее и плохое – человек получает в семье», - эти педагогические мудрости известны каждому. Безусловно, в каждом человеке заложен незримый дух родительской семьи, каждый ребёнок впитывает её устои. По Фрейду, 3/4 нашего поведения, отношения к окружающей действительности,  к самому себе, к другим людям, к родителям заложено в область бессознательного, что проецируется затем в течение всей жизни. Психика человека формируется ещё в период внутриутробного развития; и затем, с момента рождения, нет ничего незначительного, что сеет добрые или дурные семена в душу ребёнка: это и тон общения, принятый в доме между членами семьи, и отношение к окружающим, и жизненные ценности, в первую очередь, духовные, потом – материальные. 
Очень убедительной иллюстрацией к сказанному служит короткий, но красноречивый клип.







Что делать, если ребёнок грубит

Грубость ребенка (употребление бранных слов, неуважительное отношение) является выражением вербальной (то есть выраженной в словах) агрессии.
Агрессия у ребенка возникает в ответ на ощущение опасности, недовольство обстоятельствами -это форма отстаивания своих интересов.Однако, глядя на грубое поведение ребенка не вполне очевидно, что с ним происходит, и родители зачастую не дают себе труда проанализировать его состояние.В зависимости от среды, в которой растет ребенок, выражения могут быть более или менее «крепкие», но суть дела всегда одна – ребенок выражает свое недовольство в грубой форме. Внук, видя вошедшую к нему бабушку, кричит: «Уйди вон отсюда!»Девочка, в ответ на просьбу няни выключить ТВ, кричит: «Отстань, тупая коза!»Мальчик, получив замечание от отца, говорит ему: «Заколебали вы меня!». Пытаясь бороться с грубостью, нужно помнить, что помимо запрета на грубость ребенку нужно предоставить приемлемую альтернативу поведения в стрессовых ситуациях, то есть научить его, чем заменить грубые выражения. Как к любой другой проблеме к детской грубости родителям лучше подходить с «холодной головой».Если ваш ребенок постоянно грубит, не пытайтесь решить проблему на месте, по горячим следам как - то особенно ловко, жестко или неожиданно отреагировав на очередной его выпад. Проблема решается не в этой точке, а более сложным и долгим путем.