СЕНСОРНАЯ КОМНАТА


Психотерапевтические сказки для детей


Все проблемы родом из детства. Если в нежном возрасте родители не уделяли воспитанию своего малыша достаточное внимание, в старшем возрасте ребенок столкнется с комплексами, блоками и непроработанными внутренними конфликтами.«Сказкотерапия» — это направление в психотерапии, с помощью которого осуществляется коррекция поведенческих реакций, фобий и страхов, развитие творческого потенциала и расширение сознания.
На сайте https://psyholic.ru/ опубликованы тексты сказок для разных проблемных ситуаций и приёмы организации её прочтения и обсуждения с ребёнком.

Вот  один из примеров

Гусеница-крапивница. 
Для детей7-11 лет 

Рассматривает проблему:низкая самооценка, чувство неполноценности, страх трудностей и неуспеха. 

В одном лесу на берегу синего озера был луг. Каждый день около озера собирались его обитатели: пчелы и шмели, стрекозы и мотыли, жуки и кузнечики, мухи, комары; приползала туда и маленькая-маленькая гусеница. Когда все были в сборе, начинался бал. Ежедневно устраивались соревнования на лучший танец в воздухе. 
Вы спросите, причем здесь гусеница, ведь она не умеет летать. Да, конечно, не умеет. Но если бы вы знали, как она хотела этому научиться. И каждый раз она приползала на праздник, чтобы хоть краем глаза взглянуть на чудные танцы-полеты и помечтать. 
Вот и в этот день, когда почти все уже были в сборе, приползла наша гусеница и, как обычно, спряталась за листом лопуха. 
Начался бал. В воздухе послышался шум крыльев: то взлетел первый танцор – толстый важный шмель. Но не успел он начать свой танец, как раздался голос мухи, обнаружившей маленькую Гусеницу: 
- А ты что здесь делаешь? 
- Я просто хотела…- начала было Гусеница, но ее перебили: 
- Что ты хотела? Что ты хотела? Зачем вообще ты пришла сюда, ты ведь противная никому не нужная Гусеница-крапивница, даже птицы тебя не едят. И ты не умеешь летать. Фу, какая гадкая, некрасивая Гусеница! 
"Да, я бездарная, никому не нужная Гусеница. И я не умею летать”,- тихо подумала Гусеница и грустно поползла прочь с поляны под смешки и крики счастливых обладателей крыльев. 
Гусеница не знала, что ей делать дальше, ей было очень обидно, так обидно, что хотелось умереть. Она забилась в самый темный угол и горько заплакала. Она плакала и плакала, пока не выплакала все слезы, а их у нее оказалось на удивленье много, а потом задумалась. 
- Как несправедливо устроен мир,- думала Гусеница,- почему так получается, что одних любят все, потому что они нужные, а других не любит никто, потому что они не умеют ничего делать, даже летать! 
Но ведь так же не бывает, так не честно! Не может быть, чтобы я была никому не нужна, надо только постараться что-то сделать, надо очень-очень постараться, а вдруг тогда я смогу научиться летать?! – так подумала Гусеница и вдруг почувствовала, что с ней что-то происходит. Она начала выделять странную липкую жидкость в виде маленькой паутинки и окутывать себя ею. Гусеница заматывалась и заматывалась этой клейкой ниточкой, пока не покрылась ею целиком. 
А потом она заснула. И снилось ей, что она учится летать, учится долго и упорно. И у нее сперва ничего не получается, но постепенно она добивается успеха. И, хотя ей трудно, Гусеница не отступает, потому, что ей очень хочется полететь. 
Проснулась Гусеница от того, что ей нечем было дышать; она словно выросла, и колыбелька стала ей мала. Гусеница напряглась и разорвала стенки своего домика. Как долго она спала! Прошел ровно год с того дня, когда она последний раз видела солнце и луг. И тут Гусеница вспомнила, как она училась летать. Ей казалось, что это было не во сне, а наяву, и если она попробует, то полетит. 
Гусеница добралась до края листа, на котором сидела, и… полетела. 
Это было необыкновенно. Гусеница смеялась от счастья и летела, летела все дальше. Незаметно она добралась до того самого озера, около которого устраивался бал воздушных танцоров. 
- А ведь сегодня как раз день танцев,- не успела подумать гусеница, как вдруг услышала: 
- Смотрите, смотрите, какая красивая! И как плавно и грациозно парит она в воздухе! 
- Да это же Бабочка, прекрасная Бабочка! 
- Это они мне? Это я прекрасная Бабочка?! – удивилась Гусеница и поспешила заглянуть в зеркальную гладь озера. 
О, да… Она превратилась в бабочку. Гусеница, вернее Бабочка, даже подпрыгнула от восторга в воздухе. 
"Какое счастье!”- подумала она. 
- Да ведь это наша Гусеница,-догадался кто-то.- Она перезимовала и превратилась в Бабочку, да еще в такую красивую! 
А прекрасная бабочка уже кружилась в вихре танца. Она танцевала и танцевала, пока совсем не устала. Тогда она села на цветок отдохнуть, а все побежали поздравлять ее, ведь наша бабочка заняла первое место среди воздушных танцоров в этот день. 
Каждый спешил подойти к ней и похвалить ее.- Какая же ты прекрасная, Бабочка! – Как чудно ты умеешь летать! – Сколько радости и удовольствия ты нам доставила! 
А Бабочка была самой счастливой, ведь ее теперь все любили и она научилась летать! Без сомнения, в этот день она была королевой бала. 

Обсуждение: 

Почему плакала Гусеница? Что она чувствовала? С тобой когда-нибудь случалось похожее? 

Что помогло Гусенице превратиться в Бабочку? 

Как ты думаешь, в настоящей жизни может случиться такая же история, как с Бабочкой? 





Развивающие игры с осенними листьями


Осень. Яркие краски летних цветов на фоне зелени сменяются «пожаром» осенней листвы. Многих художников и поэтов осень вдохновила на создание замечательных произведений. В эти дни «золотой» осени хочется бродить и бродить по разноцветному ковру, впитывая в себя эту красоту.

Гуляем с детьми. Какое разнообразие расцветок и форм! Обратите внимание ребенка на эту красоту! Предложите поиграть с листиками. В зависимости от возраста ребенка, игры могут быть самыми разными: от разглядывания и ощупывания, до решения и составления задач. А какое здесь поле для творчества!

Я предлагаю свои идеи развивающих игр с осенними листьями. А вы выбирайте, какие из них больше подходят вашим детям и предлагайте свои.

С какого возраста можно играть с листьями? Как только ребенок сможет взять листик и удержать его в ручке. А может, и еще раньше.

Яркие листья привлекают внимание малышей. Покатайте коляску под разными деревьями, откиньте колпак, пусть ребёнок полюбуется яркими ветвями. Расскажите, что вы видите. Пусть ветви над коляской то нависают низко, близко к ребенку, то высоко, отодвигаются далеко от малыша. Рассказывайте все это.

Возьмите малыша на руки. Покажите ему яркие веточки далеко и близко. Поднесите к кустику или низким ветвям дерева. Дайте потрогать листики, какие они гладкие и прохладные или теплые и шершавые. Пошуршите сухими листиками, обратите внимание малыша на этот звук. Покажите, как листики падают. Разотрите руками лист, поднесите к своему носу, понюхайте. Как пахнет лист? А другой? Поднесите к носику ребенка. Для развития сенсорики очень важен комплекс ощущений: посмотреть, послушать, понюхать, потрогать, а если это листья плодовых деревьев или кустарников на даче (только не в городе!), еще и на вкус попробовать.

Деткам, которые уже умеют сидеть, положите в коляску несколько листочков, расскажите про них. Можно историю или сказку сочинить, а можно просто рассказать, какого они цвета, с каких деревьев упали, чем похожи и чем отличаются. Не бойтесь перегрузить ребенка ненужной информацией. Малыш поймет главное: листочки интересны, к ним стоит присмотреться. Листочки – часть большого мира, значит, мы формируем интерес к окружающему миру, любознательность, умение концентрировать внимание.

С детишками немного постарше можно еще и в веселые игры с подкидыванием листочков поиграть. Подбрасывать их по-одному или кучкой, а малыш пусть ловит или сам бросает. Главное, чтобы весело было. Песком, камушками бросаться нельзя, а листьями – можно! Объясните, почему так. Обратите внимание ребенка на то, как падают листья и камушки, сравните. Что тяжелее? Что дальше летит, если бросить? Что будет, если камушек в человека попадет? А листик?
С детьми любого возраста продолжаем разглядывать, нюхать, ощупывать, слушать листья (развиваем ощущения и восприятие, образное мышление). Сравниваем их, находим признаки сходства и отличия, раскладываем на кучки по цвету, форме, размеру (закладываем основы логического мышления, исследовательские навыки). Придумываем, на что листья похожи (развиваем умение анализировать и фантазию). Составляем из листьев картинки (фантазия, воображение и, одновременно, основы синтеза). Решаем и составляем задачки и загадки с листьями (логика и творчество). Перекладываем, рвем, крошим, сыплем крошки, клеим кусочки (развиваем мелкую моторику). Это еще далеко не все способы использования листьев.

Как видите, осенние листья дают море идей и материала для развития детей. Жаль, что время золотой осени проходит быстро. Постараемся его использовать эффективно.





Профилактика "синдрома опадающих листьев"

Сезонным колебаниям настроения подвержены люди с «тонкой» психической организацией, а также все ослабленные стрессами, недовольные жизнью. Это ежегодное осеннее недовольство собой и окружающей действительностью может быть разным - от лёгкого, не всегда фиксируемого чувства беспокойства до полной беспросветности и невозможности что-либо делать. В тяжёлых случаях выход один - обратиться к специалисту, не пугаясь слов «психотерапевт» или «психиатр». Но с более распространёнными вариантами (упадок сил, общая вялость, раздражительность и т.п.) можно бороться самостоятельно.

Уважаемые коллеги, давайте порекомендуем самые простые и в то же время эффективные приёмы профилактики осенних депрессий.
Наверное, начать нужно с того, что с резким уменьшением светового дня, особенно в северных регионах, уменьшаются и дозы поступающей в организм солнечной энергии. Это вызывает внутренний дискомфорт, негативно влияет как на нашу психику, так и на обмен веществ. Поэтому необходимо удлиннить световой день. Единственный способ продлить световой день - более полное использование утренних светлых часов. Совам, конечно, перестраивать свой режим сложно, но больше дневной свет взять неоткуда. Выходные следует проводить вне помещения. Хотя бы один день. Пусть не весь, пусть половину, но это должна быть полноценная прогулка, желательно за городом. Цените каждый погожий осенний денек. Как только рассеиваются хмурые серые облака, не сидите дома перед телевизором: одевайтесь теплее и отправляйтесь на прогулку. В обеденный перерыв хорошо бы хоть минут на 15 выйти на улицу или просто посмотреть на небо. Следите, чтобы дома и на работе присутствовало достаточное количество света, позаботьтесь о максимально эффективном использовании дневного освещения.
Не менее важно следовать заповеди: "Больше двигайтесь", и тогда депрессии вас не догонят :)!  Не стесняйтесь погонять мяч с детьми, вытащите на прогулку мужа, друга или хотя бы подругу. А если вы займетесь какими-нибудь оздоровительными комплексами, организм не замедлит вас отблагодарить хорошим самочувствием.  Секрет успеха прост: при физической активности в нашу кровь выделяются эндорфины, «гормоны удовольствия».
Если снижение работоспособности вносит серьёзные нежелательные коррективы в ритм вашей жизни, попробуйте взбодриться различными природными стимуляторами типа травяных чаёв, фитобальзамов, китайского лимонника, отвара шиповника или настойки элеутерококка. И продолжайте есть, как можно больше свежих фруктов и овощей. Не тешьте себя надеждой, что летом вам удалось обеспечить организм витаминами на целый год. Знайте, что поступающие в организм витамины не откладываются про запас, а сразу же усваиваются, поэтому организму нужна постоянная витаминная подпитка. Для того чтобы покрыть суточную потребность организма в витаминах, надо ежедневно съедать по 400 граммов фруктов и овощей.
И, наконец, не забывайте окружать себя красивыми вещами! После многообразия лета и цветового пиршества золотой осени нам так не хватает прекрасного! «Эстетический голод» - это не пустой звук. Вообще яркие цвета заметно поднимают настроение. Психологи даже доказали, что в ненастную погоду ярко-красный цвет поднимает настроение. Не брезгуйте яркими деталями в гардеробе, позвольте себе какие-нибудь забавные пустячки: весёленькую шапочку, варежки, шарфик. Купите загородную куртку какого-нибудь экстремально-яркого цвета, особенно если по долгу службы вы вынуждены носить тёмную консервативную одежду.

 Чаще ходите в театры и кино. Используйте релаксационные комплексы. Вот один из рекомендуемых:





Развитие эмоциональности - необходимое условие  гармонического развития ребёнка



Эмоциональные барьеры, возникающие в семье, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «родителями за стеклом»: удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят в кружки, нанимают репетиторов, квалифицированных нянь и гувернанток…У ребенка есть все, но нет главного - истинной любви родителей, которые эмоционально глухи к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его? Конечно же, развивать эмоциональность, причём, одновременно - родителей и детей.
Начать можно с развития впечатлительности, т.е. восприятия непосредственного, живого, и эмоциональной выразительности.
Этому способствует лицевая гимнастика, она тренирует движения губ, челюстей, щек, бровей. Если утром «размять» лицо, то лучше начинает работать (просыпается) голова и
улучшается настроение. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность.

Вот несколько упражнений.

1. Подвигайте губами влево, вправо, по кругу, в другую сторону; улыбнитесь, ещё шире.
Все сбросили, отдыхаем.

2. Добавляем глаза. Посмотрели налево, направо, вверх, вниз. Теперь работаем по диагонали: влево вверх - вправо вниз, потом наоборот. Теперь повращали глазами в одну и в другую стороны. Теперь соединяем глаза и губы.
Комбинаций можно придумать сколько угодно. Например, глазами вращаем по часовой стрелке, губами - против (это возможно).

3. Теперь разминаем язык. Постарайтесь дотянуться языком до кончика подбородка, потом до кончика носа, облизнитесь от души и улыбнитесь себе от души – так, чтобы напряглись все мышцы. А теперь - абсолютно не смешно, расслабили лицо.
Снова улыбнитесь, «до ушей» (чтобы глаза зажмурились!) А теперь снова не смешно.

Закончив упражнения, улыбнитесь новому дню, новым встречам и займитесь делами.

Логичным продолжением лицевой гимнастики станет эмоциональная гимнастика. Здесь очень хорошо помогает заранее подготовленное, отработанное выразительное чтение. Кто научится ярко, выразительно, эмоционально читать тексты и стихи, - будет эмоционален и в других ситуациях.

Успехов всем, кто решил заняться развитием эмоциональности
 

Стресс. Как ему противостоять?

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом.
Различают два вида стресса: «положительный» и «отрицательный».
«Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
 «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.
 Что же можно считать признаками самого настоящего и губительного для нашего бесценного здоровья стресса?
Основные симптомы стресса: 
 - рассеянность;
 - повышенная возбудимость;
 - постоянная усталость;
 - потеря чувства юмора;
 - резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
 -  появившееся  пристрастие к алкогольным напиткам;
 - пропажа сна и аппетита;
 - ухудшение памяти;
 - психосоматические боли в области головы, спины, желудка;
 - полное отсутствие источников радости.

 Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит надо срочно вытаскивать себя из этого болота.

 Вот уникальные рецепты для поднятия жизненного тонуса:

 1. Медитация и аутотренинг.
 2. Четкое распределение времени на работу и отдых
 3. Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка
 4. Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях.
 5. Сон (столько, сколько хочется).
 6. Спорт до изнеможения.
 7. Баня (с парной, вениками и прыжками в сугроб или воду).
 8. Общение с природой: лес, поле, огород и симпатичными животными.
 9. Любимое хобби.
 10. Люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут.

 А теперь займите удобное положение и испытайте на себе 
              воздействие релаксационного комплекса